Поиск по сайту
1 2
История Русского Православного Зарубежья
Пасха на западной стороне света 23.04.2014

Пасха на западной стороне света

Пасху отмечают повсюду, где есть христиане. Сегодня о традициях празднования светлого Христова Воскресения рассказывает ключарь Нью-йоркского собора иконы Божией Матери «Знамение» протоиерей Андрей Соммер.

– Мы отмечаем Пасху по большей части так же, как и в России – у нас сохранились все старинные традиции Православия. Вообще Пасха – самый главный праздник, он объединяет всех русских православных людей. Он особенен для нас, живущих в Америке, где на людей очень сильно влияет дух западной цивилизации, и трудно сохранить свою веру и свои традиции.

Храм и большие праздники – это то, что связывает всех русских, рассеянных по США. И готовимся мы к Пасхе серьезно, и ждем ее с нетерпением. В основном все традиционно, но бывают различия в мелочах – это зависит от прихода. Могу рассказать о собственном опыте.

Когда я был еще мальчиком и прислуживал в храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, в городе Бурлингейме, для меня было огромной радостью принимать участие в праздничной пасхальной службе, тем более, что у нас в приходе настоятелями всегда были митрофорные протоиереи, например, Николай Масич и Алексий Ионов – священник псковской миссии, прототип героя фильма «Поп».

Помню последнюю Пасху отца Алексия. Он был уже старенький и больной, но все-таки вышел с нами на праздничный крестный ход, хотя ему и было тяжело. На Пасхальные службы всегда собиралось множество народу – в храме даже всем места не хватало, и люди стояли во дворе.

Кроме обычных пасхальных традиций у нас в храме Всех святых сохранилась и одна довольно редкая: во время пения пасхального канона священник выходит в разноцветных облачениях. То есть во время первой песни – на нем белый фелонь, во время второй – красный, дальше – золотой, на девятой – голубой… Это символизирует объединение всех праздников, то есть показывает, что Пасха – это праздник праздников. Ну и, конечно, настроение у людей улучшается, становится радостным.

Когда я учился в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, там Пасха праздновалась уже немного иначе. Это была монастырская Пасха, более строгая, с более длинными службами – основной акцент делался на духовное укрепление семинаристов.

После того, как в 1994 году меня рукоположил митрополит Митрофан (Зноско-Боровский), я пять лет прослужил в чикагском храме. В 1990-е годы как раз был наплыв верующих в Америке, и к нам на Пасху приходило по тысяче человек.

Помню одну весну, когда в Чикаго был Мстислав Ростропович. Он примчался на Божественную пасхальную литургию сразу после концерта и отстоял всю службу, а после – разговлялся вместе с нами. С ним было очень интересно пообщаться – такой вот подарок к празднику.

Сейчас, как и последние пятнадцать лет, я служу в синодальном соборе иконы Божией Матери «Знамение» в Нью-Йорке. Людей по-прежнему на Пасхальную службу приходит очень много. Но все-таки не так, как раньше – открылись новые приходы в окрестностях Манхэттена, Брайтон-Бич, Бруклина, и часть людей теперь ходит туда.

Есть ли какие-нибудь традиции или отличия от празднования Пасхи в России?

– У нас есть свои традиции, но они не американские, а те, что прошли через эмиграцию и сохранились благодаря любви людей к своей вере и своей культуре.

Глобальных отличий, наверное, нет. Но могу сказать про несколько моментов. Например, в Вербное воскресенье мы освящаем и раздаем прихожанам не только веточки вербы, но и листья пальмы. То есть у нас сохранилась и русская традиция, – в России же пальмы не растут, – и прямая преемственность от Евангельских событий – все-таки Христу под ноги стелили пальмовые ветви.

В Чистый Четверг в Кафедральном Соборе архиерей совершает чин омовения ног.

Еще мы стараемся освящать куличи, пасху, яйца уже после Божественной литургии в саму Пасху. Если это делать до службы, то получается, что праздник еще не наступил, Христос еще не воскрес. Еще не поется при освящении праздничный тропарь. А хочется освящать с радостными словами «Христос Воскресе!».

Желающим освятить до, конечно, не отказываем. Но, к сожалению, бывает, что люди приезжают просто освятить куличи и даже на службу не остаются. Мы стараемся объяснять им, что Пасха заключается вовсе не в освящении куличей, но в Воскресении Христовом, и главное – Причастие. Но получается не всегда. Кстати, я ни разу не видел, чтобы у нас украшали куличи, яйца или сырную пасху искусственными цветами. Зато у нас традиционно освящают мясо.

Да, еще одно: Евангелие в американских церквях стараются читать на разных языках, хотя бы на русском и английском, – если, конечно, священник ими владеет. У нас в соборе обычно читают на четырех-пяти языках, включая греческий и французский.

Еще здесь есть традиция – двери каждого дома в Светлое Воскресение и понедельник открыты. Везде накрыт праздничный стол, люди ходят друг к другу в гости, поздравляют с Воскресением Христовым, вместе разговляются. За день посещают множество соседей, и многих принимают у себя.

Скажите, как готовятся к Пасхе в Вашем приходе?

– Как и везде. Перед Пасхой – Великий пост. На Страстной седмице первые три дня идут литургии. Нашу кафедру возглавляет председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион, и, если он находится в Америке, то эти службы совершает он. На Страстной у нас всегда поет хор под управлением регента Знаменского собора Петра Фекулы – это стоит услышать.

В Великий Четверг тоже есть литургия. А вечером на центр храма выносится распятие, читаются двенадцать отрывков из Евангелия. В Страстную Пятницу утром, по традиции, в часовне читаются Царские часы, а в это время прихожане готовят собор к выносу Плащаницы: убирают храм, украшают его. Около полудня начинается вечерня и вынос Плащаницы, вечером – чтение канона «Плач Пресвятой Богородицы» и Утреня с крестным ходом с Плащаницей вокруг собора.

В Великую Субботу утром у нас длинная служба, заканчивающаяся освящением хлебцев и вина для раздачи прихожанам. Вечером в субботу люди уже приходят с куличами – у нас четыре священника, которые по очереди освещают их. Около десяти-одиннадцати часов вечера начинается чтение «Деяний святых апостолов», потом полуночница. В полночь – Пасхальный крестный ход. А после службы мы все вместе, с клириками и прихожанами, разговляемся в трапезной храма – как одна большая семья.

Алена Калабухова

prichod.ru


- -
Новости проекта
Логин:
Пароль: